Свинцово-кислотные аккумуляторы устанавливаются в транспортные средства, а также используются в качестве резервных и аварийных источников питания.
Они отличаются надежностью и долговечностью, не требуют больших эксплуатационных затрат. Самые распространенные — AGM аккумуляторы, которые нашли применение в большом количестве отраслей. Они характеризуются устойчивостью к сильным вибрациям и долгим сроком службы. Рассмотрим, какими особенностями обладают батареи типа AGM и чем они отличаются от других свинцово-кислотных АКБ.
Содержание:
Основные виды свинцово-кислотных АКБ
В зависимости от конструкции аккумуляторы бывают обслуживаемыми и необслуживаемыми. Первые нуждаются в регулярном контроле плотности и уровня электролита. Вторые получают герметизированную конструкцию, способны работать в любых положениях и не требуют ухода. Так же герметичные АКБ можно использовать внутри помещения, для подключения к ИБП, которые в свою очередь обеспечат бесперебойную работу техники.
К группе свинцово-кислотных АКБ относятся жидкостные, гелевые, EFB и AGM.
Жидкостные
В таких батареях в качестве электролита используется жидкий раствор. Пластины в них изготавливаются с добавлением сурьмы или кальция. Также на рынке представлены гибридные модели. Они оснащаются пластинами двух видов. Свинцово-сурьмянистая отвечает за стойкость АКБ к глубокому разряду, свинцово-кальциевая — помогает уменьшать испарение воды и саморазряд. Комбинация этих материалов обеспечивает долгий срок службы устройства.
Сурьмянистые модели характеризуются самым большим расходом дистиллированной воды, поэтому относятся к обслуживаемым решениям. Доливать жидкость необходимо примерно раз в 3–6 месяцев. Гибридные — отличаются меньшим расходом, считаются малообслуживаемыми. Кальциевые — почти не теряют дистиллят, относятся к необслуживаемым. Жидкостные устройства можно устанавливать только вертикально. Они способны выдержать 250–500 циклов заряда-разряда.
Гелевые
Устройства, разработанные по Gel-технологии, отличаются от обычных батарей составом электролита. В них используется гелеобразный кислотный раствор, густота которого достигается добавлением силиконового наполнителя. За счет такого решения пластины не осыпаются. Электролит, благодаря густой форме, предотвращает кристаллизацию свинца, поэтому гелевые аккумуляторы допускается разряжать полностью.
GEL аккумулятор обладает такими преимуществами:
- срок службы — 7–10 лет при соблюдении рекомендаций по эксплуатации;
- герметичность, исключающая утечку электролита и необходимость обслуживания;
- долгое сохранение заряда при хранении — саморазряд до 15–20% в год.
EFB
EFB (Enhanced Flooded Battery) — решения, в которых используется раствор электролита и усовершенствованные электроды. Пластины выполнены из чистого свинца и обернуты в слой стекловолокна. Это обеспечивает им защиту от сульфатации и осыпания, позволяя служить дольше. Их устанавливают в микрогибридные транспортные средства, оснащенные системой «Старт-стоп».
Особенности моделей типа EFB:
- вертикальное размещение;
- отличная виброустойчивость;
- хорошие показатели пускового тока;
- ресурс эксплуатации — 500—1000 циклов.
AGM батареи
AGM аккумулятор — это источник питания, созданный по технологии Absorbed Glass Material. Это значит, что в конструкции сочетается гелеобразный электролит и сепараторные пластины из стекловолокна. Устройства герметичны, что исключает утечку кислоты, паров и образование коррозии на клеммах. Они подходят для размещения на боку и в перевернутом положении. У мультигелевых АКБ низкое внутреннее сопротивление, что обеспечивает сильный разряд тока. Рабочий ресурс моделей варьируется от 400 до 600 циклов. Также у них низкий саморазряд — не более 3% емкости в месяц. Предварительно заряженную батарею можно долго хранить без подзарядки.
Применение AGM аккумуляторов
Устройства используются в различных сферах, где требуется источник энергии с напряжением 12, 24 или 48 В. Основные области применения — транспорт, источники бесперебойного питания (ИБП) и автономного энергоснабжения. Это благодаря тому, что AGM батареи отлично работают в буферном режиме (подзарядки). В таких условиях они способны сохранять емкость до 10 лет. Если использовать устройства в циклическом режиме, то есть, постоянно заряжая и разряжая минимум на 30%, срок их службы заметно сокращается.
При помощи мультигелевых АКБ также подпитывают:
- солнечные электростанции;
- аварийные и светодиодные осветительные приборы;
- торговое, лабораторное, медицинское оборудование;
- телекоммуникационные установки и средства связи;
- системы охранной и противопожарной сигнализаций, видеонаблюдения.
AGM аккумулятор: плюсы и минусы
Параметры каждой модели различаются, но каждый аккумулятор АГМ получает такие преимущества:
- Простота эксплуатации. Устройства необслуживаемые. Внутри корпуса происходит рекомбинация газов, благодаря чему они не испаряются и электролит не вытекает. Периодически доливать воду не нужно.
- Герметичность. АГМ батарея оснащается герметичным корпусом с предохранительными клапанами, необходимыми для спуска избыточного давления, которое возникает при перезаряде или некорректной зарядке. Использовать устройство можно даже в жилых помещениях.
- Устойчивость к сильным разрядам. Приборы типа AGM слабо восприимчивы к сильным разрядам. Без серьезного ущерба они могут разряжаться на 20% сильнее, чем прочие свинцово-кислотные решения.
- Защита от коррозии и внешнего воздействия. За счет отсутствия испарений исключается вероятность образования коррозии на электродах. Абсорбированный электролит защищает пластины от сульфатации. Стекловолоконные сепараторы делают АКБ невосприимчивой к вибрациям и тряскам, обеспечивают надежный контакт электродов.
К недостаткам AGM приборов относится чувствительность к коротким замыканиям и превышению напряжения (более 15,2 В) во время зарядки. Их желательно использовать только с качественными зарядными устройствами. На технические характеристики таких моделей негативно влияет эксплуатация при низких температурах. Также их нельзя назвать экологичными из-за содержания токсичного свинца. Несмотря на перечисленные минусы, аккумуляторы АГМ становятся идеальным выбором для автомобилей с системой «Старт-стоп», лодок и другого транспорта.